Советский тяжелый танк ИС-7

is7_001

ИС-7 («Объект 260») — создание замечательного конструктора Жозефа Котина. В этом тяжелом танке были собраны все знания тяжелого танкостроения СССР и опыт Великой Отечественной войны.

Историю его создания, а так же некоторые оценки ИС-7 вы можете найти в этой статье.

Интересное по теме: Содержание:

Проектирование («Объект 260»)

«Объект 260» -  деревянная модель в натуральную величину. 1946 год.

«Объект 260» — деревянная модель в натуральную величину. 1946 год.

В военное время, после разработки таких танков как ИС-2 и ИС-3, руководитель и главный-конструктор опытного завода №100 Ж. Котин принял решение о разработке нового тяжелого аппарата для советской армии. Новая машина должна была сочетать в себе хорошее вооружение и бронирование, но при этом иметь скорость среднего танка.

К разработке приступили в конце 1944 года в Челябинске. В освобожденном от немецкой блокады Ленинграде создали филиал опытного завода №100, туда и вернулись (с эвакуированных на Урал заводов) Жозеф Котин и его конструкторское бюро.

В начале 1945 года, при поддержки шефа НКВД Лаврентия Берии, приступили к проектированию сразу нескольких вариантов боевой машины («объект 257», «объект 258» и «объект 259»). Они различались типом двигателя и трансмиссии.

В начале лета 1945 года было принято решение о создании окончательного проекта под индексом «Объект 260» (в последствии танк получил имя ИС-7). В результате кропотливой и слаженной работой большого коллектива, рабочие чертежи новой машины были готовы уже к началу осени, а 9 сентября 1945 года их подписал главный конструктор Жозеф Котин.

ИС-7 задумывался как совершенно новая машина, он собрал в себя весь опыт танкостроения полученный во время Великой Отечественной войны. Корпус имел большие углы наклона брони, лобовая часть была трехгранная («щучий нос» как у ИС-3).

На новый танк планировалось поставить силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей В-16, общей мощностью 1200 л.с. Прорабатывались два варианта вооружения:

  • 130 мм орудие С-26;
  • 122 мм орудие БЛ-13-1.

Не забыли и про пулеметы: три штуки калибра 7.62 мм (ДТ) и два 14.5-мм конструкции Владимирова (КПВ-44).

При своем весе в 65 тонн опытный образец получился очень компактным и сравнительно низким (по сравнению с другими тяжелыми танками того времени). Был построен деревянный макет ИС-7 в натуральную величину.

Чертеж объекта 260. 1946 год

Чертеж объекта 260. 1946 год.

Чертеж объекта 260. 1946 год.

Первые опытные образцы ИС-7

Опытная модель танка ИС-7 («Объект 260»)

На этой машине отсутствуют пулеметы в корме башни и зенитная установка

В 1946 году конструкторы начали дорабатывать проект. Ему был присвоен тот же индекс — «объект 260». Уже 8 сентября 1946 года из ворот Кировского завода выехал первый опытный образец танка ИС-7, его сразу отправили на испытания.

В общей сложности было накатано 1000 км. Машина показала отличную скорость, она разгонялась до 60 км/ч. Средняя скорость по разбитой дороге была 32км/ч. Такие показатели были уникальны для тяжелой машины.

25 декабря 1946 года, на свет появился «младший брат», второй опытный образец.

Опытная модель танка ИС-7 («Объект 260»)

Руководство Кировского завода и представители ГБТУ осматривают опытный образец 1946 года.

Первые проблемы появились при создании силовой установки. Как я уже говорил, на ИС-7 планировалось поставить два спаренных двигателя В-16 (завод №77). Одновременно заводу №800 был дан заказ на создание двигателя мощностью 1200 л.с. Оба завода с заданием не справились. Двигатель В-16 был очень «сырой», а времени на доводку не хватало.

По этой причине, Кировский завод (совместно с заводом №500) приступил к созданию новой силовой установки. За основу был взят авиационный двигатель АЧ-300, вскоре появился танковый дизель ТД-30, который и поставили на два первых опытных образца.

Опытные танки были вооружены новым 130 мм орудием С-26, а также имели семь!  пулеметов. Один 14,5-мм (КПВ-44) и шесть 7,62-мм (ДТ).

Для проверки брони, Ижорсокий завод изготовил два броневых корпуса и две башни. На полигоне в Кубинке их подвергли обстрелу из орудий разных калибров. Это были самые современные 88-мм и 128-мм немецкие пушки, а также 122-мм советские. Результаты всех испытаний легли в основу создания последнего варианта тяжелого танка ИС-7.

Все ближе к идеалу

Опытная модель танка ИС-7 («Объект 260»)

Опытный образец 1948 года во дворе завода.

В 1948 году Кировский завод изготовил 4 танка, которые имели ряд различий с опытными образцами. Они были буквально «напичканы» новыми, для того времени, технологиями:

  • мягкие резиновые 1300 литровые топливные баки могли выдерживать давление до 0,5 атмосфер;
  • эжекционная система охлаждения двигателя (впервые на советских танках);
  • система пожаротушения. Она срабатывала при повышении температуры до 100-110 градусов по Цельсию (на испытаниях она себя не оправдала);
  • новая система управления огнем;
  • механизм заряжания с электроприводом (ранее их устанавливали только на корабли);
  • улучшенная система вентиляции с использованием энергии выхлопных газов.

Силовая установка ТД-30 была не доработана, из-за чего происходили частые поломки. По-этому танку нашли подходящий двигатель М-50Т мощностью 1050л.с. Это был серийно выпускаемый 12-цилиндровый морской дизель. Новый двигатель был больше по размерам. Чтобы его разместить потребовалось увеличить корпус.

Так же была изменена ходовая. Она имела семь опорных катков. Катки были большого диаметра, поэтому отказались от поддерживающих роликов. Очень много внимания уделили новым амортизаторам.

Под руководством Л.З. Шенкера инженерная группа разработала для машины гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Гусеницы имели резинометаллический шарнир. Это увеличило плавность хода и износоустойчивость ходовой.

Опытная модель танка ИС-7 («Объект 260»)

ИС-7 на испытаниях

Вооружили ИС-7 основательно. Поставили новое 130 мм орудие С-70. Добавили пулеметов, теперь их стало восемь.

Три пулемета были спарены с орудием (один КПВТ и два РП-46). Два курсовых пулемета были закреплены по бортам корпуса в бронированных кожухах. Они вели стрельбу по ходу танка.

Также, для стрельбы назад, поставили два пулемета по бортам башни. И еще один КПВ-44 разместили на крыше башни. Все они были дистанционно управляемые.

Боекомплект составлял 30 выстрелов раздельного заряжания для орудия, 2500 патронов для 7.62-мм пулеметов и 400 для 14,5-мм.

Команда ИС-7 состояла из пяти человек, четверо из которых размещались в башне. К стандартному (у всех предыдущих ИСов) составу добавили еще одного заряжающего, что в сочетании с корабельным механизм заряжания давала высокую скорострельность орудия (6-8 выстрелов в минуту).

В таком виде танк прошел заводские испытания и был представлен на государственные.

Схема ИС-7

Схема танка ИС-7 («Объект 260»)

 

Схема компоновки ИС-7 образца 1948 года

Схема компоновки ИС-7 образца 1948 года

Государственные испытания ИС-7

После проверки ИС-7 на заводских испытаниях, четыре танка были переданы на государственные. На испытаниях машина произвела не бывалый фурор. Члены комиссии были просто в восторге. ИС-7, при весе в 68 тонн, развивал скорость в 60км/ч ! Такими показателями скорости не могли похвастаться многие средние танки того времени, что же говорить о тяжелых.

Евгений Кульчицкий, главный испытатель танков в Красной Армии, так описывает свои впечатления, которые произвел на него ИС-7:

Евгений Кульчицкий

Евгений Кульчицкий

«Мне была оказана большая честь, я получил предложение первым придать движение этой замечательной машине. Трудно передать словами свои ощущения. При скорости свыше 60км/ч этот тяжелый танк легко откликается на самое незначительное усилие, прикладываемое к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю».

 

 

 

 

Несомненно машина превзошла все ожидания. Ни один танк того времени не мог похвастаться хоть приблизительными тактико-техническими характеристикам.

ИС-7 выдерживал прямое попадание из 128-мм орудия, хотя, во время Второй Мировой войны эта пушка поражала любую технику на максимальной дистанции. Лобовое бронирование не мог пробить ни один бронебойный снаряд выпущенный с расстояния свыше 1000 метров. Бортовое бронирование выдерживало попадание бронебойных снарядов, выпущенных из орудия среднего танка.

На испытаниях был проведен эксперимент в ходе которого хотели выяснить, что будет с экипажем при попадании в танк артиллерийского снаряда. На места экипажа посадили собак, после чего танк подвергли тщательному обстрелу. На физическом состоянии животных это ни как не отразилось. Но, по-моему, психическое состояние животных было подорвано.

Пушка С-70 (калибр 130 мм), при скорострельности 6-8 выстрелов в минуту !, имела бронебойность более 190 мм на дистанции в 1500 метров. Другими словами, ИС-7 мог поразить любой существующий и даже перспективный танк того времени.

Форс-мажор:

Конечно, государственные испытания для ИС-7 не прошли идеально. По воле случая с танками, на полигоне, произошли два чрезвычайных происшествия. В результате первого танк потерял один из катков. Снаряд, выпущенный на испытаниях бронирования ИС-7, отрикошетил от гнутого борта и попал блок подвески. После попадания блок вырвало вместе с катком.

Во втором случае загорелся двигатель. Он, конечно, прошел свой гарантийный срок на заводских испытаниях. Но проблема была даже не в загоревшемся двигателе, а в системе пожаротушения, которая не смогла погасить огонь. Этот ИС-7 сгорел полностью, благо экипаж успел выбраться из танка.

Государственный заказ и причины забвения

Но эти два происшествия не смогли испортить хорошего впечатления, который танк ИС-7 произвел на гос. комиссию. По-этому уже в 1949 году Кировский завод получил разрешение на изготовление пятидесяти машин.

Сейчас уже никто не скажет, со стопроцентной уверенностью, почему заказ так и не был выполнен. На этот счет есть очень много домыслов. Некоторые думают, что военные изменили свое мнение из-за проблем, которые должны будут возникнуть при транспортировке такой тяжелой техники.

В то время у СССР не было подвижных железнодорожных составов рассчитанных на 70-тонную нагрузку. Да и не каждый мост мог выдержать такую машину.По-этому ГБТУ выдвинуло требование уменьшить вес танка до 50-ти тонн. Конечно выполнить такую задачу, с сохранением все ТТХ танка, было нереально для завода.

Есть люди, считающие, что ИС-7 дискредитировал другой советский тяжелый танк, ИС-4. К тому времени он уже стоял на вооружения Красной армии. И показал себя не с лучшей стороны. У ИС-4 были плохие показатели проходимости и надежности, а так же возникало множество проблем с его транспортабельностью. И, что бы не наступить на грабли второй раз, от ИС-7 отказались.

Танк ИС-4 на испытаниях

Объект 701-6 (ИС-4) на испытаниях, начало 1945 г

Бытует мнение, что танк ИС-7 оказался сильно дорогим в производстве. Конечно, все это не правда. Ведь затраты на постройку опытного образца оказались в полтора раза меньше, чем ожидали конструкторы. А разработка машины, в целом, «съела» денег гораздо меньше, чем разработка ИС-4.

Скорее всего серия была отменена из-за появления усовершенствованных кумулятивных снарядов. Новые боеприпасы сводили на нет бронирование любого танка. А одним из главных преимуществ ИС-7 была «толстая кожа».

Сравнительные данные пробитий бронебойных и кумулятивных снарядов

К сожалению, из четырех танков, выставленных на государственные испытания, до наших дней дожил только один. Для многих не секрет, где стоит этот символ мощи советского послевоенного танкостроения. Для тех кто не знает, я скажу.

Единственный уцелевший до наших дней ИС-7 (образца 1948 года) находится в музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Фотографии ИС-7:

Танк ИС-7 в музее. Кубинка

Танк ИС-7 в музее. Кубинка Танк ИС-7 в музее. Кубинка

Машины на базе ИС-7 («Объект 261» и «Объект 263»)

На базе ИС-7, параллельно с основным заказом, начались разработки новых самоходных артиллерийских установок («Объект 261» и «Объект 263»). Но, к сожалению, этот задача так и не была выполнена.

«Объект 263» - фотография деревянной модели «Объект 261» - фотография деревянной модели

comments powered by HyperComments