ЛТТБ — легкий танк тяжелого бронирования

ЛТТБ - легкий танк тяжелого бронирования

ЛТТБ — малоизвестный проект легкого танка тяжелого бронирования для армии СССР. Главной задачей проектной машины являлась разведка боем, его интересная конструкция, вкупе с отличным вооружением, вполне позволяли решать поставленные требования, если бы танк пошел в серию. Подробности истории создания ЛТТБ в можете найти внутри.

Внимание: если вы ищите информацию по ЛТТБ в World of Tanks, то вам следует посетить эту тему!

Интересное по теме:

Содержание:

Легкий танк для армии

Если вы интересуетесь историей советского танкостроения, то обязательно должны были слышать о таких легких машинах как Т-50 и Т-80.

Т-80 — являлся продолжением знаменитого массового танка Т-70. Военные не строили на него большие планы, так как конструкция машины не предусматривала существенных изменений. Всего было выпущено 75 танков Т-80 на заводе №40 в Мытищах.

Т-50 — легкий танк с более продуманной компоновкой, который имел большой задел на будущее. Этот задел так и не воплотили в жизнь. Хотя машина была принята на вооружение еще в апреле 1941 года, завод №174, который должен был заниматься выпуском этой машины, так и не создал ни одного Т-50 до начала Великой Отечественной войны. В следующее полугодие, ценой неимоверных усилий, получилось собрать 50 танков. Всем было ясно, что завод не в состоянии потянуть машину такой тяжелой конструкции, для него даже производство плавающего Т-40 требовало неимоверных усилий.

После эвакуации завода в августе, было решено развернуть две площадки. Одну по производству Т-50, другую по созданию двигателей В-4 для него. Но, в январе 1942 года, сборку танка прекратили и завод №174 полностью занялся производством Т-34. Успели собрать всего 15 Т-50-ых.

Первые ТТТ

Хотя изготовление танка Т-50 и прекратилось, в конструкторских бюро все еще создавались проекты на его основе;

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1394, стр.43

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1394, стр.43

В 1943 году, тактико-технические требования были еще довольно гуманны. Военные заказали машину с четырьмя членами экипажа, 57 или 76 мм орудием и двумя двигателями по 110 л.с. каждый. Бронирование должно было состоять из 45 мм катанных гомогенных листов высокой твердости и располагаться под углом 60 градусов. Подробности выше. По ТТТ уже становится ясно, что танк должен был больше походить на Т-50, чем на Т-70/80.

Вторые ТТТ

Казалось бы, на разработку машины с такими ТТТ уйдет много времени, но военным было все мало и мало. Сразу после боя на Курской Дуге были предъявлены еще более сложные тактико-технические требования, датированные 27 ноября 1943 года:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1485, стр.217

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1485, стр.217

Первый эскиз и третьи ТТТ

Лобовое бронирование нового проектного танка должно было составлять уже 75 мм, орудие 76 мм с зенитной баллистикой, один дизельный двигатель мощностью 300 л.с. и максимальная скорость в 50 км/ч. Конечно же увеличивался и вес танка, теперь он должен был составлять 20 тонн.

Становилось ясно, что с такой задачей может справится не каждый завод. Единственное предприятие способное заняться разработкой и созданием нового легкого танка был завод №174, о котором было сказано выше. Уже в феврале 1944 года был готов эскизный проект корпуса нового танка, который по своим очертаниям очень напоминал Т-50.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, стр.139

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, стр.139

Проект был внимательно изучен и имел ряд интересных конструктивных решений. Например, погон его башни был 1660 мм, даже у Т-34-85 он меньше (1600 мм), а конструкция подвески состояла из торсионов, на котором болтаются балансиры с двухкатковой тележкой. Конечно не обошлось без конструктивной критики, которую, впрочем, конструкторы приняли к сведению и обещали доработать проект.

Дальше военных понесло, в марте ГАБТУ решило опять удивить конструкторов предоставив им новые тактико-технические требования на легкий танк:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, стр.5

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, стр.5

Новые ТТТ предусматривали создание не просто танка разведки, а танка разведки боем. Его лобовая и боковая броня корпуса целых 90 мм !!! (внимательно изучаем исправления на скане) при 62° наклона (очень напоминает конструкцию ИСа), а бронирование лба башни варьировало от 90 до 200 мм. Двигатель в 400 л.с., на вооружение основное орудие С-53 85 мм калибра. Такой крепкий орешек был бы не по зубам многим танкам противника, а он в ответ мог уничтожить почти любую технику.

Эскиз башни так и не был создан, но можно предположить, каким бы она была. А 1942 году спроектировали сварную башню с соединением в шип ( завод №174), на его основе можно представить как бы выглядела башня для ЛТТБ, просто увеличив её в размерах и добавив ком.башенку:

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №754, стр.175

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №754, стр.175

… если не хватает воображения, то тут помогут разработчики от фирмы Wargaming, они уже создали модель танка с данной башней.

Модель танка от Wargaming

Конец проекта

Как вы уже наверно поняли, проект не пошел дальше бумаги, а все его следы теряются в 1944 году. Скорее всего, завышенные требования военных привели бы к созданию очень сложного в производстве аппарата. Именно из-за таких же причин был свернут немецкий проект легкого танка VK 16.20 Leopard. Куда проще создавать машины с унифицированной конструкцией, по-этому немцы решили делать разведывательные аппараты на основе Пантеры.

В то время советские конструкторы уже готовили к выпуску Т-34-85, важность которого трудно переоценить. Тормозить выпуск восемьдесятпяток, было не целесообразно и все мощности завода №174 были брошены на подготовку к их производству.

Приблизительная 3D модель танка:

Большое спасибо yuripasholok за его статью: http://world-of-kwg.livejournal.com/31931.html

comments powered by HyperComments
Olesya
2014-08-28 16:10:05
спасибо. очень интересная статья, с вашего сайта узнала уже много о танкостроении. так держать!
Сергей Кудряшов
2014-08-29 16:51:39
Будем стараться :)
111
2015-11-19 22:13:36
спасибо, хорошая статья