Опытный танк А-43 (Т-34М)

Опытный танк А-43 (Т-34М)

Танк А-43 (Т-34М) — самая первая модернизация Т-34, которой не суждено было появится на свет, в связи с началом Великой Отечественной войны.

Танк А-43 или Т-34М

Танк А-43 - деревянный макет

А-43, он же Т-34М, как ни трудно понять из названия, является более совершенной модернизацией всем известного советского «труженика» Великой Отечественной войны. Создание модернизированной модели было вполне логическим шагом, ведь в то время, а это 1941 год, Т-34 еще был «сырой» и его серия не должна была быть большой, уступив место более совершенному Т-34М. Война спутала все карты, заводы спешно эвакуировались на Урал и дальнейшие работы по А-43 были практически невозможны.

Проект А-43 был создан под руководством А.А. Морозова, впервые этот индекс прозвучал в январе 1941 года, но идея нового Т-34 с торсионной подвеской (Т-34Т) появилась еще в октябре 1940 года. Предпосылкой для создания новой машины послужило изучение немецких PzKpfw III, по сути, А-43 является гибридом Т-34 и Pz III. Огромное влияние на создание новой машины произвели военные, их пожелания ставились выше всего.

Конструкция А-43 была более продуманная. Для лучшей транспортировки машины по ЖД, танк сделали более узким, высоким по сравнению с Т-34. Его клиренс увеличили на 50 мм, а маленькую башню тридцать-четверки сделали более широкой и вместительной.  Не забыли добавить наблюдательную башенку (как у Pz III) для лучшего обзора. Погон новой башни составлял 1700 мм.

Танк А-43 - компоновка

Компоновка так же немного изменилась. Мехвода пересадили из левой передней части в правую, а на его место сел стрелок-радист. Боекомплект орудия Ф-34 был увеличен с 77 до 100 снарядов, так же добавили и дисков для пулемета (72 вместо 46). А-43 получился более компактным и продуманным, не смотря на то что он получил новую башню и другие «плюшки» его масса упала на 987 кг по сравнению с Т-34.

Изменения затронули и двигатель Т-34М, на него собирались поставить более совершенную дизельную установку В-5 мощностью 600 л.с. КПП оставили старый 4-ступенчатый, но добавили к нему делитель (демультипликатор). В результате танк получил возможность движения с восемью скоростями вперед и двумя назад. Уменьшенный вес, новый двигатель и КПП позволили разогнаться А-43 до 50-55 км/ч, но немного увеличилась удельное давление на грунт из-за того, что гусеницы были заужены на 100 мм.

Танк А-43 - деревянный макет

Бронирование А-43 было таким же как и Т-34, но его увеличение было бы следующим шагом в проектировании, так как лишние 900 кг легко позволяли добавить несколько миллиметров круговой брони или пару десятков мм в лобовой.

По всем показателям, новый аппарат должен был получиться лучше Т-34, но его доработку прервала война. По воспоминаниям ветеранов, когда в Нижний Тагил эвакуировали завод №183 с Украины, вместе с оборудованием перевозили пять комплектов башен с орудиями и два корпуса с подвеской нового танка. Не смотря на это, работы по А-43 были свернуты и все мощности перекинули на создание уже проверенных Т-34.

Схемы и чертежи:

Проекция А-43:

Проекция А-43

Статья посвщеная среднему танку А-43 в World of Tanks

comments powered by HyperComments