Т-54 образца 1945 года

Т-54 образца 1945 года

Работники конструкторского бюро №183 начали работы по проектированию нового среднего танка в октябре 44-го года. Новая машина отличалась от Т-44 в основном более мощным 100 мм орудием, для которого потребовалось увеличить размеры башни. Опытный танк получил индекс Т-44Б, а позже Т-54 образца 1945 года.

Интересное по теме:

Содержание:

Начало проектирования

Т-54 образца 1945 года - схема бронирования

Известный танковый конструктор Морозов доложил о новом проекте Малышеву (нарком танковой промышленности) всего через месяц после начала работ в КБ. Начальству идея понравилась и её одобрили даже чересчур быстро. В кротчайшие сроки был составлен график работ, который, впрочем, был очень оптимистичный:

  • 1 декабря 44-го — создать первый, опытный танк;
  • 15 января 45-го — закончить испытания над машиной;
  • 20 мая 45-го — создать рабочие чертежи, по которым будут собирать новый танк и доставить их всем танкостроительным заводам.

В реальности дело обстояло немного иначе, а именно проектирование машины закончилось лишь в декабре 44-го. А первая опытная машина была закончена аж в начал 45-го года.

Конструкция Т-54 образца 1945 года

Т-54 образца 1945 года

По большей части, Т-54 образца 1945 года был очень поход на своего собрата — Т-44, но при этом имел ряд существенных улучшений.

На опытный образец установили новое более мощное 100 мм орудие, для которого потребовалось увеличить размеры башни.

Главной задачей конструкторов, являлось сохранение динамики машины при увеличении её защищенности и боевого потенциала. Для этого потребовалась установка более мощного двигателя. Впрочем, на то время конструкторы обладали только одним подходящим дизельным двигателем, это был модернизированный мотор В-2, мощностью 520 л.с. 12 цилиндровый четырехтактный двигатель и трансмиссия полностью заимствовались у Т-44, но конструкторы внесли ряд изменений в систему охлаждения, чтобы сделать её на порядок лучше.

Перед конструкторами стала острая проблема, нужно было улучшить бронирование новой машины, при этом не увеличивая её вес. Так как это непременно бы сказалось на подвижности Т-54 образца 1945 года и уменьшило его боевой потенциал. Наращивать броню было нельзя, улучшать её качество тоже, это бы привело к удорожанию конструкции. Осталось только прорабатывать дифференциацию бронезащиты, то-есть играть с толщиной брони так, чтобы большая толщина находилась в самых обстреливаемых местах машины.

Конструкторы существенно усилили лобовое бронирование башни, теперь вместо 120 мм (у Т-44) там было 180 мм. В остальном башня не поменяла своей формы, разве что значительно увеличилась в размерах. Диаметр погона составлял 1 800 мм. Борта башни также были улучшены, вместо 90 мм у Т-44, броня Т-54 1945 года колебалась от 90 мм до 150 мм.

Улучшение коснулось и бронирования ходовой. Лоб был усилен и имел 120 мм, кроме того была ликвидирована смотровая щель мехвода, бронелист стал полностью монолитным. Толщину бортов корпуса решили увеличить всего на 5 мм, а корма осталась вовсе без изменений.

Как конструкторы не старались масса танка немного увеличилась. Для того чтобы сохранить удельное давление на грунт танк был немного удлинен, катки стали более широкие (185 мм вместо 150-ти).

Удалось существенно увеличить объем топливных баков. Система состояла из четырех внутренних баков (530 литров) и трех наружных (по 55 литров каждый).

Масса опытного танка увеличилась на 3,7 тонны до 35,5 тонны, а скорость соответственно упала до 45 км/ч.

Испытания Т-54 образца 1945 года

Т-54 образца 1945 года

В марте апреле 1945 года проходили государственные испытания нового танка. Главный начальник испытаний — Е. А. Кульчицкий — так описывал новую машину:

«Танк производил впечатление. Его внешние формы учитывали необходимые углы встречи с будущими снарядами противника, что придавало ему соответствующую обтекаемость и красоту. Более совершенной формы корпус, приплюснутая башня с новой пушкой покоились на десяти больших опорных катках, которые опирались на мелкозвенчатые гусеницы. Эта, на первый взгляд, просто красота форм и силуэта говорила специалистам о некоторых высоких технических параметрах машины, а именно: обтекаемые формы корпуса и башни — о повышенной стойкости броневой защиты и меньшей поражаемости его, длинный ствол пушки — о высокой начальной скорости снаряда, что является основным положительным качеством танковой пушки, десять больших, с внешней обрезинкой, опорных катков говорили о возможностях движения на больших скоростях, чему способствовали и мелкозвенчатые гусеницы, и многое другое.»

Комиссия высоко оценила конструкцию нового танка. При минимальном увеличении веса машина обладала намного большей защищенностью, чем у Т-44. Её максимальная скорость упала, но при этом не изменилась средняя скорость движения по местности, а увеличенный объем баков позволил повысить запас хода. Очень порадовало их и то, что танк стал немного ниже 2275 мм, вместо 2400 на Т-44.

Будущее нового танка

Т-54 образца 1945 года

После испытаний был выявлен ряд недостатков, который стал следствием создания списка замечаний, всего он имел 68 пунктов. Основные недостатки заключались в плохом бронировании башни и устаревшей конструкции трансмиссии.

Конструктора была дана задача устранить все эти недостатки. Предполагались такие изменения конструкции:

  • Новая башня по типу тяжелого танка ИС-3;
  • Коробка передач с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;
  • Установка экранов от фаустпатронов;
  • Изменение углов наклона кормовых бронелистов
  • Вращающийся пол боевого отделения;
  • Смотровые приборы в командирской башенке, как у американского M4A2;
  • Гусеницы с цевочным зацеплением;
  • Амортизаторы ходовой части на всех катках.

В июле 1945 года КБ №183 выпустил второй образец нового танка, в котором были исправлены все замечания комиссии. машина получила новый индекс Т-54-1 или Т-54 образца 1946 года.

Т-54 образца 1946 года

comments powered by HyperComments