Т92 — концепт легкого танка США

Т92 - концепт легкого танка США

Т92 — концепт легкого танка США от фирмы Aircraft Armaments. Уникальная боевая машина, которая имела большие перспективы, но так и не пошла в серию. Хотите знать почему? Подробности внутри.

Интересное по теме:

Содержание:

Проекты новых легких танков для армии США

Хотя легкий танк T41E1 начал серийно производится еще в 1951 году, он не отвечал требованиям действующей армии США и был скорее временной машиной. В частности, армия желала иметь более легкий и менее дорогой танк, но с большим запасом хода. В этот период времени, остро стал вопрос о создании такой машины.

В 1952 году в военные США объявили конкурс на создание легкой машины. Требования к ним были очень жесткие, вес машины не должен был превышать 18 тонн, но, при этом, она должна была иметь на вооружении 90 мм орудие, способное поразить всю существующую бронетехнику потенциального врага. 

Макет легкого танка T71 от фирмы Cadillac Макет легкого танка T71 от фирмы Detroit Arsenal

Макеты перспективных легких танков Т71 от Cadillac (слева) и Detroit Arsenal (справа)

Вскоре военных практически закидали огромным количеством проектов нового танка. Среди них выделялись три, которые предложили фирмы Cadillac Motor Car Division, Detroit Arsenal и Aircraft Armaments: 

  • Detroit Arsenal — проект получил индекс Т71, имел массу в 18 т., вооружался 76 мм орудием с автоматом заряжания, установленную в качающуюся башню. Форма лобового бронирования — «щучий нос». Мощность силовой установки 340 л.с. Экипаж 3 человека;
  • Cadillac — танк под тем же индексом Т71. Легкий аппарат с 76 мм орудием и автоматом заряжания, установленную уже в обычную башню. Лобовая броня — прямая под наклоном. Двигатель аналогичен T71 Detroit Arsenal. Запас хода 260 км;
  • Aircraft Armaments — третий проект легкого танка США, был предоставлен на рассмотрение военных компанией Aircraft Armaments, Incorporated (AAI) в 1952 году. Вес его не превышал 18 тонн, форма башни была своего рода уникальна. 76 мм орудие с автоматом заряжания было спарено с 7.62 мм пулеметом и устанавливалось на внешнем лафете, что позволило значительно уменьшить высоту машины. Танк получил индекс Т92.

После рассмотрения трех проектов был заключен контракт между Cadillac Motor Car Division и Aircraft Armaments. В нем предполагалась разработка полномасштабных макетов всех трех концепций. Первоначально ожидалось, что окончательная версия Т71 будет включать в себя черты всех трех проектов. Но в дальнейшем обнаружилась непрактичность его конструкции. Экипаж, модули и другие функциональные компоненты машины располагались слишком тесно друг к другу. Конструкция от Cadillac наоборот была более консервативна и знакома танкостраителям. В нем были хорошо сбалансированы малый вес танка и большой запас хода, при минимальном риске повреждения машины.

Танк Т92 в Абердене Танк Т92 в Абердене

В конце июля 1953 года, начальник действующей армии и помощник начальника штаба G-4 санкционировал развитие обеих конструкций Cadillac и Aircraft Armaments. Предполагалась постройка двух опытных танков, а их испытание определило бы победителя. Тех. комитет (Ordnance Technical Committee) одобрил эти проекты в марте 1954 года. Cadillac занимался созданием машины Т71, а Aircraft Armaments танком под индексом Т92. Была поручена разработка двух опытных танков каждой конструкции, они продолжались до января 1956 года.

Проект Т71 был отменен еще до завершения первого опытного танка. Причиной тому стало два фактора: очень быстрый прогресс в разработке Т92 и ограниченное количество средств выделяемых на программу создания перспективных легких танков.

Остаться должен только один

Схема с размерами танка Т92 Танк Т92 в разрезе

Слева вы можете увидеть схему с размерами проектного танка. Внутренняя компоновка Т92 раскрывается в разрезе, который представлен на правой картинке.

18 июня 1954 года, Aircraft Armaments получила официальное уведомление приступить к строительству двух опытных танков Т92. С 5 ноября 1954 по 27 января 1955 года были проведены заседания макетного совета, на котором подготовили рекомендации по многочисленным изменениям конструкции перспективного танка Т92. Некоторые изменения были включены в постройку двух опытных машин. Наиболее очевидной модификацией стало добавление двух поддерживающих катков для гусениц с обеих сторон ходовой. Кроме того, пулемет калибра 12.7 мм в башенке наводчика был заменен на оружие калибра 7.62 мм. Однако, крепления на обеих башнях были разработаны с расчетом установки и того и другого пулемета.

Командир и наводчик находились справа и слева от орудия, защищенность им обеспечивали небольшие башенки, в которые устанавливались пулеметы 12,7 мм калибра. Заряжающий располагался в левой задней части башни, рядом с полуавтоматическим устройством загрузки снарядов. Механик-водитель сидел в передней левой части ходовой, рядом с силовой установкой.

Макеты легкого танка T92

Верху слева можно увидеть макет Т92 с 76 мм орудием, на нем уже прорабатывается конструкция ходовой с двумя опорными катками на каждой гусенице. На других фотографиях показаны завещающие макеты танк. Обратите внимание на расположение люков для экипажа в закрытом (сверху) и открытом (снизу) состоянии.

 Конструкция легкого танка Т92

Первый опытный танк Т92 Второй опытный танк Т92

Слева на фотографии можно увидеть первый опытный танк Т92, находящийся на Абердинском полигоне 3 мая 1957 года (на нем уже установлены башенки). Справа, второй опытный танк сразу после прибытия в Абердин 22 июля 1957 года.

Первый опытный танк Т92 с орудием 76 мм калибра (регистрационный номер 9B1281) был доставлен на Абердинский испытательный полигон 2 ноября 1956 года. Из-за ошибки субподрядчика машина прибыла без башен для наводчика и командира танка. Но, для большей точности тестирования, массу башен компенсировали балластом прежде чем новые башенки прибыли на полигон. Второй пилотный танк (регистрационный номер 9B1282) прибыл в Абердин 22 июля 1957 года и был использован для испытания боевого отделения. Предполагалось, что Т92 будет полностью готов к полномасштабному серийному производству к середине 1962 года.

Танк Т92 в Аберденском полигоне Танк Т92 в Аберденском полигоне

Корпус Т92 был сварен из литых и катаных бронированных пластин. Уровень защиты, по существу, был схож с бронированием легкого танка М41, но, из-за больших углов наклона брони и более легкого материала некоторых деталей, вес машины стал на порядок меньше. Двери из алюминиевого сплава были установлены между отсеками отделяющими силовую установку, аккумуляторные батареи и вспомогательный генератор. Надгусеничные крылья состояли из сплава алюминия и пластика, усиленного стекловолокном.

Фотографии отделения управления танка Т92

 Две фотографии, которые под разными углами показывают нам отделение управления Т92

Моторный отсек, в передней правой части корпуса, был обнесен стальной стеной. Водитель, который располагался слева от моторно-трансмиссионного отделения, сидел прямо за отсеком для вспомогательной силовой установки и батареи. Управление танком осуществлялось с помощью двух рычагов. Механик водитель имел защищенные средства обзора, состоявшего из четырех перископов M17. Они располагались вокруг его люка. На крышку люка возможна была установка ИК-перископа M19. Для аварийного выхода из танка, в полу отделения управления был расположен еще один люк.

Фотографии и схемы двигателя танка Т92

На этой картинке вы можете отчетливо увидеть силовую установку, его систему охлаждения и выхлопа.

Двигатель  AOI-628-1 стоял поперек корпуса в правом переднем углу машины. Переключение передач обеспечивала гидромеханическая трансмиссия Allison XT-300, которая имела шесть скоростей для движения вперед и две задние скорости. Воздух для двигателя внутреннего сгорания поставлялся через грибовидный вентилятор, его отчетливо видно в правой средней части ходовой Т92, прямо перед башней. Рядом можно заметить радиаторную решетку, под ней находился большой вентилятор для охлаждения. Система выхлопа проходила от двигателя через правое крыло в заднюю часть танка. Баки, объемом 75 галлонов, располагались в задней части корпуса.

Конструкция ходовой танка Т92

Подробное строение корпуса и ходовой можно увидеть на этой картинке. Выхлоп проходит под правым крылом.

Усиленные стальным тросом резиновые гусеницы, шириной в 16 дюймов (41 см.), состояли из девяти секций с общей протяжностью в 390,25 дюймов (991 см.). Две запасные секции располагались прямо за основным орудием Т92. Танк ехал на четырех опорных катках с каждой стороны, подвеска была независимой торсионной. Задние катки выполняли роль ленивцев. В дополнение к люкам для экипажа, доступ к транспортному средству осуществляли две бронированные двери в задней части корпуса. Каждая дверь была оснащена блоком для обзора.

Размер Т92 в сравнении с человеком

Очень необычной особенностью Т92 стала форма башни с большой щелью (89 дюймов — 227 см) между двумя башенками (наводчик и командир). В этом проеме устанавливался лафет с орудием T185E1 76 мм калибра. T185E1 был баллистически идентичен пушке М32, того же калибра, но он устанавливался верх ногами, чтобы разместить на танке полу-автомат заряжания. Пулемет 7,62 мм калибра был спарен с орудием и устанавливался прямо над ним.

Башенка командира (правая) оснащалась пулеметом калибра 12,7мм. Наводчик располагался в левой башенке, которая оснащалась пулеметом 7,62 мм калибра, он заменил оружие 12,7 мм калибра в оригинальном дизайне. Каждая башенка была снабжена четырьмя смотровыми приборами и окружена шестью дополнительными блоками обзора. И командир танка, и наводчик были обеспечены двумя перископами, которые располагались над орудием, дабы открыть закрытый для глаз орудием участок местности.

Т92 едет по полигону в Абердене

Огонь по противнику из главного орудия могли вести и командир танка, и наводчик. У каждого имелся модифицированный перископ M16, прямо перед башенкой. Вообще, эти два члена экипажа были взаимозаменяемы, если, в ходе боя, одного из них контузят. Каждая башенка имела угол поворота в 194°. Обычно они поворачивались вручную, но также могли быстро вернуться в стандартную позицию, в соответствие с основным вооружением. Для этого использовались гидравлика. Углы вертикальной наводки основного орудия от 10 до 60°.

Заряжающий, располагающийся в кормовой части башни, имел доступ к главной боеукладке. Она находилась в задней части корпуса и содержала 28 76 мм снаряда. В ходовой располагалась другая боеукладка — круговая с 24 снарядами в ней. Магазине орудия вмещал еще 7 снарядов, всего в танке имелось 60 снарядов. Еще одной новой особенность Т92 был автоматический выброс пустых гильз через спецлючек на башне.

Результаты испытаний и первые изменения

Первые изменения в конструкции Т92 Первые изменения в конструкции Т92

На этих фотографиях видны некоторые изменения в конструкции танка Т92: добавлен новый ленивец, орудие закрыли чехлом и установили компенсатор, гусеницы были заменены на более широкие.

Результат тестирования в Абердине выявили необходимость ввести ряд изменений в конструкцию Т92. Например, узкие гусеницы часто выходили из строя после 202 часов работы, их решено было заменить на более широкие 14 дюймовые траки T85E1 (обычно они использовались на легком танке М24). Из-за той же проблемы была изменена ходовая, добавили дополнительный ленивец, он располагался в задней части танка. Другие изменения включали в себя усиленный механизм системы привода, установка более сильной пружины в приводе выбрасывателя 76 мм гильз, дозатор для предотвращения проникновения грязи в роликовые подшипники. Всего было предложено более 50 модификаций.

Т92 в сравнении с М41 Т92 в сравнении с М41

Размеры Т92 в сравнении с М41.

В 1957 году выделили дополнительные средства для модернизации двух опытных Т92 и создание еще двух машин. К середине 1958 года планировалось доставить эту технику на полигон в Абердине. Однако, из-за изменившихся обстоятельств, их строительство так и не было завершено.

Схема легкого танка Т92

Схема легкого танка Т92

Сравнительные характеристики танков Т92, Т71, М41 и М551:

Сравнительные характеристики танков Т92, Т71, М41 и М551

«Коварные русские» или закат карьеры Т92

Советский плавающий танк ПТ-76

В начале 1957 года, комитет Конгресса США получил информацию о том, что в Советском Союзе войска оснащаются новыми легкими танками амфибиями ПТ-76 (Плавающий Танк). Начальнику штаба армии был задан вопрос о том, почему армия Соединенных Штатов не была проинформирована о существовании такого транспортного средства у потенциального противника. Дело в том, что возможность танка плавать резко увеличивало его боевую эффективность, но изменить конструкцию Т92, чтобы и он мог держаться на воде, уже не было никакой возможности. Конструкция танка была выполнена таким образом, чтобы он получился как можно более компактным, дабы минимизировать размеры, массу и максимально увеличить его защищенность.

В июне 1958 года, военные решили, что изготовление еще двух опытных машины следует отменить, но продолжить тестирование двух оставшихся, что выявить уязвимости в конструкции. Это был задел на будущее, ведь новый танк должен был взять все самое лучшее у Т92, но, при этом, быть комбинированной равзедывательно-десантной машиной, способно плавать. В результате, программа по созданию перспективного легкого танка США была свернута, а Т92 так и не пошел в серию.

Все силы ВПК были брошены на создание нового плавающего танка, которым стал M551 «Шеридан».

Т92 в танковом музее в Абердине.

Единственный оставшийся экземпляр легкого танка Т92 сейчас можно найти в танковом музее в Абердине.

comments powered by HyperComments