Танк FV201 (A45)

Танк FV201 (A45)

Сегодня начал резко повышаться интерес к опытному британскому танку FV201 или A45, в связи с засвеченной моделью этой машины в видео от WG. На сайт сразу потек трафик по запросу FV201, но он приводил людей в статью «Танк FV215b», где информация о А45 упоминалась лишь вскользь. Данная статья посвящена только одной этой машине, в ней вы найдете всю информацию, которую я смог нарыть в интернете, а так же наших и забугорных журналах по бронетанковой тематике.

Интересное по теме:

Содержание:

Предыстория

Первый опытный танк "Centurion" Mk.1

Первый опытный танк «Centurion» Mk.1

Чтобы лучше ввести вас в курс дела, следует начинать не с опытной машины FV201, а с его предшественника — крейсерского танка «Centurion».

Тактико-технические требования к новой крейсерской машине были выдвинуты британским генеральным штабом в 1943 году. Тогда в Британии ходила своеобразная «двухтанковая» доктрина. В стране параллельно разрабатывались сразу две машины, пехотная и крейсерская. У каждой были свои задачи и, соответственно, тактико-технические требования.

От нового танка британцам нужна была более толстая броня (не менее 125 мм), хороший двигатель (за основу взяли «Метеор» — танковая вариация спитфаеровского авиационного двигателя «Мерлин») и орудие способное бороться с немецкими танками Tiger I. Машина не должна была весить больше 40 тонн. Проект получил индекс A41.

Работы велись долго и не всегда успешно, было сделано много изменений, и уже в мае 1944 года британцы изготовили деревянную модель новой машины. В сентябре того же года был готов первый экземпляр опытного танка, который получил название «Centurion» Mk.1. Первые машины поступили в войска уже после окончания войны в Европе.

Универсальный танк FV201

Первый прототип FV201

Первый прототип FV201 появшийся в октябре 1947 года

Генеральный штаб Британии начал говорить о проблеме «двухтанковой» доктрины еще в 1942 году. Сначала хотели провести унификацию крейсерских и пехотных машин, чтобы их системы и агрегаты были идентичны. Это заметно облегчало создание обеих танков, их ремонт и боевое применение. По этой причине, вместе с проектом А41 был запущен еще один, идентичен первому, но с увеличенным до 152 мм лобовым бронированием.

Эту идею забраковал фельдмаршал Бернард Монтгомери. В июле 1944 года он продвигал концепцию нового аппарата, который должен был совмещать в себе все свойства пехотных и крейсерских машин. В сентябре 1946 года были выдвинуты первые тактико-технические требования к универсальному танку A45, впоследствии получившему индекс FV201. Задачей военных было создание не одного универсального танка, а целой серии машин разного назначения, которая бы базировалась на ходовой FV200. «Centurion» больше всего подходил под эти задачи, по-этому за основу взяли именно его конструкцию. Позже, FV201 должен был полностью заменить все крейсерские танки.

Первый прототип FV201 появился в октябре 1947 года. Вскоре конструкторы осознали, что создание такой разнообразной серии машины не обошлось бы без серьезного изменения конструкции. Это поставило под угрозу всю концепцию универсального танка и уже в октябре 1948 года проект FV201 был отменен. А позже, в 1949 году, отменили и создание серии специализированных машин.

Универсальный танк А45 предназначался для вытеснения всех Centurion`ов и других пехотных и крейсерских танков. Тем не менее, он не пошел в серию в первозданном виде, позже на его основе был создан тяжелый танк FV214 Conqueror, но об этом ниже.

Конструкция FV201

Tank-FV201-A45

Конструкция FV201 (A45) очень похожа на конструкцию «Центуриона», но имела ряд отличий. Была полностью переделана подвеска, её значительно усилили. Стенки корпуса не стояли под наклоном, как у «Центуриона», а стали полностью вертикальными.

Двигатель оснастили системой аварийного запуска, а экипаж машины увеличился до пяти человек. Вооружение усилили, добавив пулемет в маленькой башенке, его легко заметить рядом с надгусеничной полкой. А вес машины вышел за рамки средних танков.

Мне удалось найти всего две настоящие фотографии FV201 (A45), вы их можете увидеть выше. Но ведь никто не отменял моделизм:

Опять коварные русские

FV214-Conqueror

На параде Победы в Берлине, союзники были неприятно удивлены. Дело в том, что они там впервые увидели советский тяжелый танк ИС-3 с его мощнейшим 122 мм орудием Д-25Т, про разработку которого ничего не знали. Это вызвало ужас у западных союзников, ни американцы, ни англичане не располагали танком с подобным вооружением. Сразу появилась задача разработки машины со схожими характеристиками.

В США быстро разработали тяжелый танк М103 с 120 мм орудием. Тут то британцам пригодилась разработанная ранее ходовая для FV201. Все что им нужно было, это создать новую башню и поместить туда 120 мм пушку L1. В результате проект получил индекс FV214 «Conqueror».

Первые прототипы были созданы в начале 1952 года, испытания начались в 1955 году, а в серию танк пошел уже в 1956 году. Таким образом, универсальная машина, которая должна была заменить всех «Центурионов», появилась на свет в виде тяжелого истребителя танков, хотя её серия была очень ограничена.

По иронии судьбы, созданная 105 мм пушка Т7, которая была установлена на поздние образцы «Центурионов», устраняла необходимость иметь на вооружении такие тяжелые танки как FV214 «Conqueror» и их сняли с вооружения в 1966 году. На чем и закончилась жизнь проекта универсального танка FV201.

comments powered by HyperComments
111
2015-11-19 22:11:32
отличная статья